Использование песочной терапии в работе с детьми В настоящее время песочная терапия пользуется большой популярностью среди методов психологической помощи детям. Именно она позволяет ребенку развивать способность к самовыражению, способствует развитию познавательной сферы и воображения, а также позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Ведь песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. При работе с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию - одной из главных задач занятий с песочницей заключается в том, что игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения их вовне, на плоскость песочницы, а также фантазий и способствовать формированию самоконтроля, самопознания. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов и тревоги.
|
Применение метода трудотерапии в целях снижения агрессии в условиях Социального-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом…» Джордано Филиппо Бруно Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими негативную ситуацию, когда возникают препятствия на пути к выполнению цели или ущемляются интересы ребенка. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет. Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву». |
Шпаргалка для педагога Правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 2. Не сравнивайте ребенка с окружающими. 3. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. 4. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 5. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что. 6. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. 7. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. |
«Я хочу уберечь его от ошибок!» «Совсем уберечь подростка от ошибок невозможно, – уверена детский психолог Ирина Млодик. И – Важно учить его не избегать трудностей, а справляться с ними». «В 12–13 лет подростки буквально рвутся проявить самостоятельность в решении разных практических вопросов. И неизменно натыкаются на твердое родительское мнение по любому поводу: «Ты не поедешь один к друзьям на дачу!»; «Тебе лучше не дружить с этим мальчиком, у него ветер в голове»; «Прежде чем заниматься картингом, закончи музыкальную школу». Запрещая или в чем-то ограничивая ребенка, родители прежде всего хотят уберечь его от ошибок, разочарований, опасностей. И основание для такой тревоги, конечно, есть. Многое может оказаться опасным для жизни и здоровья. Но если смотреть на мир лишь через эту тревожную призму, то придется постоянно ограничивать ребенка. В результате нам, несомненно, удастся слегка приглушить свое беспокойство, но страх не исчезнет. А вот ребенок, чутко улавливая нашу упреждающую тревогу, постепенно начнет воспринимать мир как угрозу и станет избегать любых сложностей, а позже – и всего нового в принципе. Из-за нашей тревожности дети привыкают ощущать себя слабыми, нуждающимися в управлении, контроле, сопровождении. |
«Плохие слова» Слово является важной составляющей нашего общения. Слово — это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить. Как практикующему психологу, мне очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова». Учителя спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе учеников. А самих учеников, так же как их родителей и учителей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание. Хочу поделиться своими наблюдениями и опытом работы с подобной проблемой. |
Учить ли ребенка давать сдачи? «Зри в корень» Почему ребенок не умеет (или не хочет) постоять за себя? Корни проблемы «прячутся» в особенностях возрастной психологии младших школьников. Именно в 6–7 лет у них появляется достаточно сильная зависимость от оценки взрослых. У ребенка формируется совесть, а это значит, что все реакции на правила и запреты становятся значимыми, он понимает, что несет в себе нарушение «закона». Появляется чувство ответственности, долга, а также и новый страх — быть непризнанным, не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого считают «хорошим» (а у него уже сформировалась четкая концепция, что входит в это понятие). |
Что делать, если ребенок ворует Как правило, взрослые осуждают детское воровство, отчитывают и наказывают ребенка. А если наказания не помогают, нередко теряют над собой контроль и обрушивают на сына или дочь бурю негодования. Ни один из этих методов не дает положительного результата. Как же вести себя родителям в такой сложной ситуации? ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Что делать, если ребенок ворует В первую очередь обдумайте свое отношение к воровству. Многое будет зависеть от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило, без соблюдения которого все остальные советы бесполезны: учите ребенка честности на собственном примере. |
Чего родителям делать нельзя Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя. Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ. |
Телевидение и дети Опасно или полезно? Давайте разберемся вместе. Во-первых, следует помнить, что телевизор — это инструмент, приспособление для транслирования информации и развлечения. Сам по себе он не плохой и не хороший. Важность и значимость ему придают люди. Какие же есть плюсы у просмотра телевизора? Для подростка — то, что он смотрит, обсуждается с друзьями. Соответственно, это укрепляет дружеские связи, помогает ему в общении. Запрет на просмотр в этом возрасте может спровоцировать ровесников на насмешки. Так что нужно быть аккуратнее с мерами воспитания. |
Конкретные рекомендации родителям пятиклассников Рекомендации специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка» (Эмоциональное здоровье вашего ребенка. Пер. с англ. М., 1966, с. 260—262). Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. |