Столярная мастерская "Очумелые ручки"
Столярное дело — традиционно мужское ремесло. Этот непростой, требующий вложения значительных физических усилий труд развивает в человеке терпение и упорство, силу рук и выносливость, смекалку и творческое начало. В работу включено все тело. К 9-10 годам мальчики обычно созревают для работы в столярной мастерской. У них становятся сильнее руки, больше физической силы для выполнения операций. Постепенно в ходе работы дети изучают возможности и названия основных инструментов – пила, молоток, дрель, стамеска, отвертка.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь». Столярное дело, как никакое другое, требует четкого соблюдения границ. Любая операция производится точно, до линии разметки. При работе с инструментами приходится соблюдать строгие правила техники безопасности. Древесина сильно разнится по механическим свойствам: твердости, плотности, скалываемости, что позволяет подбирать материал соответственно физическим и волевым возможностям каждого ребенка. Вначале приходится поддерживать руку ребенка во время работы, со временем многие становятся способны самостоятельно пилить и шлифовать изделия. Во время работы ребенок учится выбирать из множества инструментов, лежащих на столе, один необходимый. Также происходит усвоение навыков счета в пределах 10, когда необходимо просверлить определенное количество отверстий или взять несколько шурупов. Дети учатся работать с линейкой – чертить отрезки определенной длины, находить нужные числа на ней. Во время работы пилой ребенок учится пилить ровно по нарисованной линии, для чего необходима концентрация и внимательность. Во время работы дрелью, а также молотком и стамеской, происходит координация работы двух рук, а также включается зрение.
Ремесло дает богатый практический опыт, позволяя ребенку формировать представления об окружающем мире.
Основной целью занятий в столярной мастерской является не столько развитие профессиональных навыков, сколько расширение представлений о природе и области материальной культуры, включение детей в социальные отношения. Прикладная деятельность чередуется с игровой частью, где отрабатываются ловкость, координация, групповое взаимодействие, предполагающее в том числе развитие навыков общения.
В мастерской дети изготавливают фигуры разных животных, машинки, подставки для ручек, ящики для гвоздей и шурупов, лопатки для кухни, выжигают картины, рисуют, кукольную мебель и т.д. 12-13-летние дети уже готовы к сложной работе, когда изделие собирается из нескольких частей. Также дети осваивают понятия – большой и маленький, длинный и короткий, широкий и узкий, острый, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.
Задания для детей подбираются с учетом их возможностей и особенностей.