Перестанем
давить на наших детей!
Мы их очень любим и очень беспокоимся за их будущее. Мы
тратим много усилий и средств, чтобы дать им все шансы в непростом взрослом
мире. Но не слишком ли тяжело наши ожидания и страхи давят на их плечи? Как им
помочь, не превращая детей в заложников наших тревог?
Учителя, школьные психологи, семейные психотерапевты
констатируют: наши дети все раньше и все сильнее ощущают стресс, связанный со
школьными успехами. Не просто учиться, но и посещать факультативы, каждое
задание выполнять на «отлично» – наши дети живут в постоянном напряжении.
Родители это осознают: 31% из них считает, что школа провоцирует стресс у
ребенка, 52% говорят о том, что сами испытывают стресс из-за его школьных
оценок. Косвенно это подтверждает и огромный спрос на дополнительные занятия
(частные уроки) по самым разным предметам. Наиболее остро реагируют на стресс
успешные школьники. Проведено исследование среди учеников 7, 9 и 11-х классов
общеобразовательной школы и гимназии с углубленным изучением нескольких
предметов и выяснили, что самое тяжелое эмоциональное состояние переживали
гимназистки 11-го класса. Несмотря на хорошую подготовку, они испытывали
постоянный страх не оправдать ожиданий взрослых». С одной стороны – требования
родителей, с другой – школьная система оценок, которая давит на самолюбие и
побуждает ребенка вступать в изнурительное соперничество.
|
Как стать идеальным родителем подростка?
1.
Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы
выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в
роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре.
Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная
готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и
настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного
ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.
2.
Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше
никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это —
абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь
заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться
тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он
АНАЛИЗИРУЕТ Ваши действия, стратегии, статус.
| |