Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Родителям – не допустить насилия над ребенком
02:38
Родителям – не допустить насилия над ребенком

Родителям – не допустить насилия над ребенком

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать насилие над детьми и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Эмоциональное насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Эмоциональным насилием является:

·      отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

·      оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

·      угрозы в адрес ребенка;

·  преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

·      предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

·      ложь и невыполнение взрослым обещаний;

·      однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

·      обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

·      принижение его успехов, унижение его достоинства;

·      длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

·      совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;

·      причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

В чем проявляется и к чему приводит насилие:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

·  импульсивность, взрывчатость, злость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос);

· попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

· уступчивость, податливость;

· ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

· запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

·  брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

·  нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

·  устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если ваш ребенок говорит вам, что подвергается насилию, то:

1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.

3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".

5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Родители, никогда так не поступайте:

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким глупцом, ротозеем, хвастуном, лгуном?»

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

Мы часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».

Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Вставай, я кому сказала!».

Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает!» Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Как заклинание дети, в ответ на обидные дразнилки, повторяют «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек!»

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Ребенок — не раб, родитель — не господин.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право на свободу от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость: «Прежде чем сказать - посчитай до десяти. Прежде чем обидеть – посчитай до ста. Прежде чем ударить — посчитай до тысячи». В последнем случае лучше сосчитать до миллиона - тогда Вы окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или чужого ребенка!

Из Семейного кодекса РФ  Статья 56. Право ребенка на защиту.

1.  Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лица-ми их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершенно-летний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2.  Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.


Категория: Полезно знать | Просмотров: 478 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]